пятница, 31 октября 2014 г.

Формы социального взаимодействия, социальный конфликт

Основные формы социального взаимодействия:

  • Сотрудничество, характеризующееся наличием общих социальных интересов и деятельности в их защиту, наличием общей цели, которая определяет характер деятельности;
  • Соперничество, характеризующееся стремлением превзойти друг друга, тем, что каждая сторона рассматривает другую, ее социальные позиции, действия как препятствие на пути достижения своей цели.
Виды соперничества:

  1. Конкуренция;
  2. Конфликт.
Социальный конфликт- особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.

Виды конфликтов:

  1. Внутриличностные, межличностные, социальные;
  2. Политические, экономические, культурные, религиозные, этнические, профессиональные.
Способы разрешения конфликтов:

  1. Переговоры;
  2. Компромисс;
  3. Посредничество;
  4. Арбитраж;
  5. Применение силы.


Социальный контроль

Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Элементы системы социального контроля:

  • Социальные нормы;
  • Санкции.
Виды социальных норм:

  1. Обычаи- одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять;
  2. Традиции- ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, унаследованные от предшественников;
  3. Моральные нормы- правила поведения, в которых выражается представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе;
  4. Правовые нормы- формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой, выражены в официальной форме,в законах или других нормативных правовых актах;
  5. Религиозные нормы- правила поведения, сформулированные в текстах Священных книг либо установленные религиозными организациями. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи;
  6. Политические нормы-правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами;
  7. Эстетические нормы- нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.
Виды санкций:

  1. Формальные позитивные, т.е. публичное одобрение со стороны официальных организаций;
  2. Формальные негативные, т.е наказания, предусмотренные законами, указами, инструкциями, предписаниями;
  3. Неформальные позитивные, т.е. публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций;
  4. Неформальные негативные, т.е. наказания, не предусмотренные официальными актами.
Виды социального контроля:

  1. Внутренний социальный контроль;
  2. Вешний социальный контроль.
Отклоняющееся (девиантное) поведение- поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Варианты адаптации индивида к общественным условиям:



  1. Конформизм-изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе;
  2. Новаторство, которое предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения;
  3. Ритуализм, который предполагает отрицание целей общества и абсурдное преувеличение значения способов их достижения;
  4. Ретризм, который предполагает отказ и от социально одобряемых целей и от способов их достижения;
  5. Мятеж, который предполагает отрицание и целей и способов, но стремится к их замене на новые.


среда, 1 октября 2014 г.

Социальные институты

Социальный институт- набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих.

Стадии становления института:

  1. Возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;
  2. Постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
  3. Создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;
  4. Возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
  5. Создание материальной базы социального института;
  6. Включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Типы социальных институтов: 

  1. Экономические институты (рынок, производство);
  2. Политические институты (государство);
  3. Социально-культурные институты (наука, образование, культура).

  • Социальные институты делятся на основные и неосновные.
  • Одной из черт социальных институтов является историчность. Институты возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование.
  • Социальные институты взаимодействуют между собой. Институты могут сотрудничать между собой, но также их взаимодействие может носить конфликтный характер.
Функции социальных институтов:
  1. Главная функция- удовлетворение определенной потребности;
  2. Функции делятся на явные и скрытые;
  3. Если скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института.
Источники: http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/, учебник обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова профильного уровня за 11 класс.


Социальные статусы и роли

Социальные статусы
Социальный статус- положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности.

Реально любой человек занимает несколько позиций в обществе.
Статусный набор- совокупность всех статусов данного индивида.

Можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, она определяет его социально.
Главный статус-наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Существуют статусы данные от рождения.
Предписанный статус-статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.

Также человек приобретает новые статусы.
Достигаемый статус- статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению.


Социальные роли
Социальная роль- ожидание, предписание соответствующего статусу поведения.

Социальных ролей у каждого человека тоже очень много.
Ролевой набор- совокупность ролей, выполняемых человеком.

Ролевой конфликт-напряженные отношения,  возникающие и в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей.


Социальная роль
Социальный статус
В нашем обществе (и большинстве других) укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях.

Предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы
В нашем обществе (и большинстве других) укоренилось представление о том, что работник должен выполнять порученную ему работу.

Связан с оценкой положения индивида или социальной группы
В нашем обществе (и большинстве других) укоренилось представление о том, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам.
Чья позиция в обществе выше — профессора университета или главаря мафии — зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей, от культуры конкретного общества

Общество навязывает индивиду, но принятие, исполнение либо отвержение всегда носит личностную окраску, накладывает отпечаток на реальное поведение человека.
Определяется социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование), природными признаками (пол, возраст), а также престижем, авторитетом и ролью в структуре власти.

Если кто-то не выполняет определенные действия в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.
Бывает предписанного и достигаемого характера
Усвоить (принять)— означает дать собственное, индивидуальное определение, оценить и выработать личное отношение к социальной позиции.
Место (позиция) индивида или группы в социальной структуре общества
Общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.)
Входя одновременно во многие социальные группы, человек занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы.
Устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях
Можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Совокупность объективных и субъективных ожиданий, производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества
Коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству
Открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.
Набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения
Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.
Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.
Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия, где одних ценят и уважают больше других.
Источники: http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/, учебник обществознания профильного уровня за 11 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова 

вторник, 30 сентября 2014 г.

Социальная мобильность и социальные лифты

Социальная мобильность- переход людей из одних общественных групп в другие.

Типы социальной мобильности:

  1. Горизонтальная мобильность- переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя (смена гражданства, перевод с одной фабрики на другую и т.д.). Разновидностью является географическая мобильность;
  2. Вертикальная мобильность- перемещение с одной ступени иерархии на другую. Делится на социальный подъем и социальный спуск.
Виды социальной мобильности:

  1. Межпоколенная мобильность-мобильность, которая предполагает, что дети дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Относится к долговременным процессам;
  2. Внутрипоколенная мобильность- мобильность, которая имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Относится к кратковременным процессам.
Более того, различают:
  1. Индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других;
  2. Групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно.
Причины групповой мобильности:
  1. Социальные революции и иностранные интервенции;
  2. Нашествия;
  3. Межгосударственные войны;
  4. Гражданские войны;
  5. Военные перевороты;
  6. Смена политических режимов;
  7. Замена старой конституции новой;
  8. Крестьянские восстания.
Причины индивидуальной мобильности:
  1. Социальный статус семьи;
  2. Уровень образования;
  3. Национальность;
  4. Физические и умственные способности, внешние данные;
  5. Воспитание;
  6. Место жительства;
  7. Выгодный брак.
Социальный лифт- совокупность факторов, оказывающих определяющее влияние на социальную мобильность.
Примеры социальных лифтов:
  1. Армия;
  2. Церковь;
  3. Брак;
  4. Образование и т.д.
Люмпены- люди, опустившиеся на дно общественной жизни.
Маргиналы-  группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.
Источники:http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/, учебник обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова профильного уровня за 11 класс.

Социальная стратификация

Социальная дифференциация- разделение общества на группы.
Социальная стратификация-совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев.

Социальная стратификация по Марксу:

  1. Главная форма социальной стратификации- общественный класс;
  2. Главным классообразующим признаком Маркс считал отношения собственности на средства производства;
  3. Одну группу общества составляет класс, имеющий собственность, другую- лишенный ее;
  4. Экономические факторы определяют классовую стратификацию общества;
  5. Эта теория очень широко применялась, так как дает возможность осуществить системный подход в познании общества, но существует мнение, что эта картина социальной стратификации выглядит одномерной и упрощенной, так как не учитывает другие существенные факторы, определяющие структуру общества.
Социальная стратификация по Веберу:

  1. Главная форма социальной стратификации- общественный класс;
  2. Используется экономический критерий- накопленный доход, связанный с отношением собственности на средства производства и с системой рынка;
  3. Выделяются статусные группы. Критерий-престиж;
  4. Классы различаются жизненными шансами, а статусные группы- стилем жизни;
  5. Еще один критерий социальной стратификации- власть. Выделяются группы, которые, влияют на принятие политических решений и лишенных такой возможности;
  6. Более многомерная модель социальной стратификации, которая дает возможность полнее и глубже отразить реальность общественной жизни. Но существует проблема связи между этими тремя критериями.
Источники: http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/, учебник обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова профильного уровня за 11 класс.

суббота, 13 сентября 2014 г.

Поездка в Санкт-Петербург в помощь к познанию и групповому сплочению, а также определение направленности личности

Как я провела лето
Проблема познаваемости мира:
В начале июня мы с моими одноклассниками отправились в Санкт-Петербург для того, чтобы отдохнуть от тяжелого учебного года и узнать что-то новое об этом невероятном городе. Если вы не любите пассивный отдых, то вам нужно ехать именно в этот город...Прибыв в Питер, мы буквально с первых часов начали познавать окружающий мир, узнавать новую информацию, формировать наше представление о новом месте пребывания. Безусловно, пока мы были в Санкт-Петербурге, мы посещали множество мест, которые являются культурным и историческим достоянием страны. В основном, чувственное познание помогало нам получить знания, потому что мы смотрели на архитектуру и живопись, слушали экскурсоводов, ощущали атмосферу города. Но чувственное познание всегда взаимодействует с рациональным, и тут я могу сказать, что здесь включалось наше мышление.Я думаю каждый из нас потом осмысливал полученную информацию про себя или обсуждал ее со своими товарищами. Мы приобретали понятия о конкретных вещах и уже делали какие-то свои суждения и умозаключения, структурируя и обрабатывая информацию.

Групповая сплоченность:
Поездка в Санкт-Петербург также очень сплотила нас как группу. За этот короткий период мы пережили очень много событий. У нас были общие цели, интересы, настроения и чувства. Мы вместе принимали решения и решали мелкие проблемы, почти сразу достигали единства во мнениях по поводу дел и вещей. Я думаю все были рады находится именно в этой компании и получали удовольствие от общения и взаимодействия друг с другом. 

Направленность личности:
Во-первых, в этом году мы закончили 10 класс и перешли на новую ступень, в 11 класс. Мы должны определяться по поводу своего будущего, выбрать профессию, которая нам больше всего подходит. Также нам надо было задать себе какие-то социальные установки, поставить перед собой цель, чтобы стремиться к ее достижению. Летом я окончательно решила, что хочу в дальнейшем идти учиться на юридический факультет, потому что я поняла, что это для меня интересно и привлекательно. Поэтому я уже летом начала готовиться к единому экзамену, т.е. идти к своей цели. Еще я приобрела убеждения, в соотвествии с которыми я думаю, что надо стремиться к своей цели, надо работать над ее достижением и тогда все получится. Нужно прожить свою жизнь с пользой как для себя, так и для общества, не сидеть сложа руки, стремиться к своим целям разумными и законными методами.