вторник, 29 октября 2013 г.

Человек как биосоциальное существо

Наука о происхождении человека
Исследование процесса антропогенеза(появления человека) началось в XIX. Идеи Чарльза Дарвина и Фридриха Энгельса были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.Также существуют теории происхождения человека.
Основные теории:

  • Креоционистская. Предполагается то, что человека и все живое, а также мир в целом создан Богом или Творцом.
  • Эволюционная. Она является наиболее распространенной теорией в современном научном обществе. Предполагается, что человек произошел от высших приматов- человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
  • Теория внешнего вмешательства. Предполагается, что появления людей на Земле связано с деятельностью других цивилизаций.
Становление общества
В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первоначально люди жили в стаде, затем люди создали новую форму коллективной, совместной жизни- общество.
Становление культуры-неотъемлемая часть становления человека и человечества
Отличительной особенностью человека является способность создавать культуру. В процессе культурного освоения менялись и сам человек и общество. Превращение человеческого стада в социальный коллектив приводило к формированию социальной памяти, которая наследует совокупность ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человечества. Человек создает культуру осмысленно.
Есть мнение, что исторически первой формой культурного творчества человека была магия, даже наскальные рисунки передавали не только какие-то сцены и образы, но и служили магическим целям.
Другой взгляд на зарождение культуры связан с тем, что в основе культурного творчества лежит то , что человек способен создавать образы, символы, модели тех практических действий, которые ему только предстоят выполнить.
Великая тайна- человек
Можно говорить о сущности человека как единстве природного и социального, так как он становится действительно человеком только в том случае, если он включен в социальные отношения, а также это продукт длительного развития живой природы.
Человек отличается от высокоорганизованных животных:

  • Умением изготавливать орудия труда
  • Абстрактным мышлением
  • Членораздельной речью
  • Сознанием
  • Появлением разума
Философская антропология- междисциплинарная область знания, пытающаяся соединить конкретно-научное, философское и религиозное постижение человека. Основными концепциями философской антропологии являются:

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его деятельную активность, связь с миром, с себе подобными, духовность,культуру.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек- существо многомерное, непостижимое, нуждающееся во множестве "других", "другого".
  • Человек является центром пересечения двух начал- "порыва" и "духа", единство которых и образует сущность человека.
Человек-биосоциальная система
Человек представляет собой многоуровневую систему, в которой взаимосвязаны биологическое, социальное, духовное начала.
Понятие "субъект" характеризует познавательную и практическую деятельность человека. Субъект- активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности. Субъектность- важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Содержание понятия субъект сочетают все социально значимые характеристики человека.
Человек- это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда. Человек-это единство биологического и социального. Человек в процессе своего развития, социализации, обретения сущностных родовых качеств сохраняет особенности природного существа.
Социальная сущность деятельности
Всю полноту своих разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и институтами человек реализует через деятельность.
Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.  В любой человеческой деятельности выделяют субъективный и объективный аспекты. Деятельность представляет в себе соединение объективного и субъективного моментов.
Любая человеческая деятельность носит общественный характер.
Мышление и деятельность
В мышлении происходит отвлечение от чувственно-конкретных проявлений вещей и процессов и выстраивается система понятий.
Если основу деятельности составляет преобразование природы, общества и самого человека, то мышление обеспечивает духовную преемственность этого преобразования и субъективную готовность человека к последовательной, целесообразной деятельности. Мышление пронизывает всю деятельность человека.
Мышление и язык
Осознание действительности, размышление о ней и познание ее выражается речевой деятельностью. Главным средством выражения мысли является язык.
Предполагается овладение человека словом. На основе слов закрепляются устойчивые смыслы и понятия, значение которых передается устной или письменной речью от поколения к поколению.
Языковое общение является сложным видом социальной коммуникации. Такое общение становится базой взаимопонимания и обмена опытом деятельности.

Источники: ru.wikipedia.org,http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий