Новая эпоха принесла много перемен во все сферы жизни общества.В этот период было выдвинуто очень много идей призванных помочь глубже понять общественную реальность.
- Кризис средневековых представлений о человеке и обществе
Этого придерживались Августин (учение о "Божьем Граде и Граде Земном) , Фома Аквинский (разум и вера существуют в гармонии)
Далее Р. Бэкон и У. Оккам нанесли по средневековому образцу мышления. Р. Бэккон пришел к выводу о более четком разделении разума и веры. У. Оккам утверждал, что логически нельзя объяснить существование Бога.
С началом периода Реформации, М. Лютер и его сторонники считали,что вера это единственная и непосредственная связь с Богом.
Эпоха Возрождения принесла с собой интерес к человеку, одним из направлений культуры стал гуманизм.
- Политика и государство: новый взгляд
Сторонниками этого были Н. Макиавелли (учение о механике правления; приход к власти и ее сохранение; стабильное государство), Т. Гоббс (образование сильного государства, путем заключения общественного договора, который предусматривает отказ от свободы в пользу государства.Такое государство является основой жизни общества), Дж. Локк (разделение законодательной и исполнительной властей, он был против концентрации верховной власти в одних руках или органе), Ш. Монтескье (разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная)
- Просвещение: вера в разум и просвещение
Ж.Ж. Руссо обвинял современное ему общество в подавлении лучших качеств человека.
- Становление общественных наук
А. Смит впервые изложил экономическую теорию на научном уровне, его центральной идеей была мысль о том, что каждый человек, преследую свою личную цель, помогает выполнению общественно значимых целей.Также к основным условиям развития процветания экономики считал господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, беспрепятственная личная инициатива.
Становление социологии как науки связано с именами О. Конта и Г. Спенсера.
О. Конт ввел понятия "социология","социальная статистика" и "социальная динамика", основным фактором развития считал духовный рост.
Г. Спенсер первым использовал понятия системы, института, структуры, выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации.
- Справедливое общество и пути к нему:
Идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы получили название утопических (благословенная страна, место, которого нет).
Идеи А. Сен-Симона и Ш. Фурье получили название утопический социализм., потому что путь к новому обществу лежал через развитие производства, науки, просвещения народа.
Социалистическое общество- это общество, для которого характерны социальная гармония, общность интересов граждан, свободный творческий труд, равноправие.
- Марксистское учение об обществе:
Основоположники марксизма К.Маркс и Ф. Энгельс прежде всего ставили трудовую деятельность, которая будет направлена на удовлетворение материальных потребностей, также для удовлетворения потребностей человек взаимодействует с природой и между собой, общественное бытие определяет общественное сознание. Производственные отношения- это базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй, правовые формы, политические, философские теории,нравственные установки, религиозные воззрения. В единстве базис и надстройка создают общественно-экономическую формацию. По воззрениям капиталистов на смену должна была прийти коммунистическая формация, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом разделении материальных благ.
- Социально-философская мысль XX в.
Экзистенциализм стал влиятельным философским направлением. Его сторонники считают, что человек всегда находится в какой-то ситуации, с которой он должен считаться, но человек может стать свободным, направляя свою жизнь на нечто, выходящее за границы диктующей свои правила ситуации. Сторонник экзистенциализма: Сартр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий