понедельник, 2 декабря 2013 г.

Многообразие путей и форм общественного развития

Существует много мнений по поводу типологии обществ.
Основными подходами разделения обществ на типы являются:

  • Цивилизационный подход;
  • Формационный подход;
Цивилизационный подход:
Представители: А.Тойнби, Н.Данилевский, О.Шпенглер и т.д.
Как считал Арнольд Тойнби : "Цивилизация-это устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Сущность цивилизационного подхода заключается в отрицании единого пути развити человеческого общества.Согласно этому подходу, можно говорить только об истории локальных общностей.
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности:
  • Теория стадиального развития цивилизаций;
  • Теория локальных цивилизаций.
Теория стадиального развития.
Уолт Уитмен Ростоу создал свою теорию стадий экономического роста:
  • Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
  • Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
  • Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
  • Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
Теория локальных цивилизаций.
Теории локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.
Формационный подход.
Представители: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин и т.д.
Общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.
Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда и средства трудаПроизводственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.


Многообразие путей и форм общественного развития
Автор презентации: Мария Николаевна Сонина
Источники:http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/http://festival.1september.ru/http://www.prosv.ru/.

Комментариев нет:

Отправить комментарий