воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Проблема познаваемости мира

Картины с оптическими иллюзиями.
На сегодняшний день в мире существует достаточно картин с эффектом оптических иллюзий. Художники, которые написали картины с этим эффектом преследовали показать некую неодназначность этих картин, заключали в них "двойной смысл". Примером такой картины нам может послужить полотно мексиканского художника-сюрреалиста Октавио Окампо "Семья генерала".  На этой картине можно увидеть совершенно разные изображения. На первый взгляд мне показалось, что на картине изображены старец и женщина с младенцем на руках, но потом у видела мужчину в возрасте,возможно военного, так как видно погоны на его плечах. На самом же деле на этой картине можно найти 9 человек.
 Отчего же зависит тот факт, что разные люди могут увидеть разное на одной и той же картине? В какой-то мере это зависит от нашего сознания и каким образом мы познаем окружающий мир. Попробуем рассмотреть эту картину с позиций чувственного и рационального познания человека. Начнем с чувственного познания, процесса получения знаний о действительности посредством органов чувств. Сначала я увидела девушку и старца, потому что мне не требовалось додумывать что-то, с помощью своего чувственного познания я просто получила информацию об этой картине, основанную на предыдущем опыте, ведь у меня существовало представление о том, как может выглядеть старец  и девушка средних веков, в моем сознании существовал сохраненный образ об этих людях.  Затем, если смотреть с позиций рационального познания, то с помощью него мы как бы переходим на образ мужчины в военной форме. Рациональное познание носит абстрактный харктер, именно мы отвлекаемся от частных совйств этой картины, тоесть мы не замечаем, что лицо мужчины на самом деле состоит еще из двух фигур людей. Также рациональное познание активно и уеленаправленно, на уровне своего подсознания мы можем произвести любые преобразование с предметом, также и здесь мы как бы преобразовываем фигуры старца и девушки в одно лицо мужчины-военного.
Но я могу сказать, что рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Так, например, мы видим фигуру мужчины-военного, потому что наши органы чувств могут  нас обманывать и создавать другой целостный образ, а это уже относится к чувственому познанию.Более того, наши знания, полученные органами чувств становятся базой для размышления рационального познания, поэтому, когда мы смотрим на эту картину все равно познаем ее с помощью чувственого познания, а потом это может натолкнуть на мысли и размышления, которые нужно обдумать и тогда мы пользуемся результатами рационального познания.

2 комментария:

  1. Молодец. В целом неплохо. Было бы ещё лучше, если бы, описывая связь между чувственным и рациональным познанием, Вы бы сделали чёткие акценты на конкретные формы познания, и в чём они проявляются.

    ОтветитьУдалить
  2. Позвольте небольшое уточнение от ярого рацио :)
    Старик и девушка не относятся к средним векам - это скорее всего сельские жители Мексики и соотв-но этот образ не ранее начала 19века

    ОтветитьУдалить